Юрий ПЕрминов

Духоподъёмное поле Дмитрия Мизгулина

В самой постановке вопроса об «упадке интереса к поэзии» имеется определённый потребительский смысл: словно что-то лежало на прилавке, худо-бедно разбиралось народом, а потом за строчку уже и рубля не давали. Да ежедень ленты информационные пестрят сообщениями, например, о том, что «женевский автосалон демонстрирует упадок интереса к электромобилям», в некоторых изданиях сообщается об «упадке интереса к презервативам из-за частого их упоминания»...
Так может рассуждать о Поэзии только тот, кто не понимает её существа, её Природы, кто находится вне её, а в этом случае уже и никакого интереса нет, поскольку inter esse (лат.) – это «быть внутри». Сам – ни строчки не прочитал, потому и нет никакой поэзии, и спорить с ним бесполезно, вот как с некоторыми москвичами, которые убеждены, что лёжа на диване, спекулируя акциями, китайским ширпотребом и недвижимостью, они кормят всю остальную Россию. Для них «интерес» равнозначен «спросу», и более всего «умиляет», с каким якобы глубокомыслием они рассуждают о том, что, прости, Господи, в «тренде», а что не совсем. Вот и поэзия для них – «не в тренде». Они уже не способны примерить на себя знаменитую, наполненную страдальческой рефлексией пушкинскую фразу; «Духовной жаждою томим…» Обмякли в мышиной возне за цацки и копейки. Духовной жажды нет, зато есть «интерес», есть жажда соблазнов, бессмысленных увеселений, извращённых забав, по типу корпоративно-офисных и, если крупно повезёт, куршавельских.
Ну а какой интерес может быть к любимой женщине? К рассвету? К сельской церквушке, затерянной между горами и долами? К только что сжатой ниве? К тишине под густым пологом вековых деревьев русского леса? К линии горизонта, напоминающей о хрупкой грани между временем и вечностью? Другими словами – к Поэзии:

В отмеренный Господом срок

Душа встрепенётся несмело –

Как этот зелёный листок,

Как ветка черёмухи белой...


Эти строки принадлежат Дмитрию Мизгулину, но они принадлежат и каждому из нас, они принадлежат самой жизни, а сказать их было дано только ему. Потому-то и коробят многих знающих этого незаурядного поэта людей восклицания: надо же, банкир, а стихи пишет. Кстати, а полковник МВД, пишущий стихи, никого не удивляет? А врач-невропатолог? А предприниматель? И вообще, кто сказал, что банкир не может быть поэтом? А кто – может? Поэтом в России может быть любой человек, страна у нас такая, почти в каждом райцентре, если не в каждой деревне, есть свой поэт, и этот поэт – «самый лучший», будь он даже главным бухгалтером райпищеторга.
Впрочем, цель этих заметок – не разговор о незаурядной поэзии Дмитрия Мизгулина, которая, на мой взгляд, ещё ждёт своего вдумчивого исследователя. Здесь мы говорим о Мизгулине-подвижнике, о том, что принято называть «меценатством», хотя к оному в обществе бытует двусмысленное отношение. Одна из основных причин этого – столь же двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях всё большего расслоения российского общества. Но много ли мы знаем примеров, когда тот же банкир занимается благотворительностью не «дежурно», а системно?
К сожалению, у нас нет общегосударственной цели, я говорю о национальной идее, или формуле, которая кратко бы выражала смысл бытия целого народа. До сих пор в России такие идеи и мотивации к бытию были. Сейчас же главный мотив – личное благополучие. Эта идеология доминирует в политике государства, что, безусловно, позволяет власти быть устойчивой, потому что кто же не хочет благополучия? Но благополучие Отечества на самом деле из личных благополучий не складывается. Идеология личного благополучия означает хаос. Каждый думает о себе, выискивает свою нишу, словом, выживает в одиночку, и это определяет поведение людей. Хотя на земле нашей всегда были подвижники. Ну а обыватели – если уж использовать такое слово – они сейчас формируют то поле, по которому судят о нашем времени как о лукавом, недобром.
А как перевернуть их сознание, достучаться до них, «Чтоб вновь поутру захотелось // Пройтись по траве босиком, // Чтоб снова печалилось, пелось, // И даже неважно о ком. // Чтоб вновь обрести постоянство, // Чтоб вновь осязать наяву, // Как падают звёзды в пространство, // Как яблоки – прямо в траву...»? Поэт Мизгулин знает – как, Мизгулин-банкир создаёт литературный фонд «Дорога жизни» и способствует материализации этих знаний, учреждая литературные премии и конкурсы.
– Не стоит воспринимать литературные конкурсы, как всего лишь попытку материального поощрения талантливых писателей и поэтов, – говорит Дмитрий Александрович. – Прежде всего, это механизм моральной мотивации творческих людей, это признание профессиональным сообществом их заслуг, это, наконец, стимул для покорения новых вершин. Ведь благополучие и престиж государства во многом зависит от того, какие книги мы читаем, какие фильмы смотрим, какими картинами восхищаемся...
Правота в абсолюте! И вот ещё что: каждый из нас, человеков, «яко глина» – падает и поднимается. И стоящие на коленях перед мамоной, стремящиеся исключительно к личному благополучию, рано или поздно поднимутся. И тем дороже то слово, с которым они поднимутся.
Так вот, деятельность Мизгулина на поприще благотворительности «формирует поле» современной русской словесности, искусства, культуры вообще. Духоподъёмное поле.
Только несколько примеров такой деятельности:
Международная литературная премия «Югра» учреждена в 2007 году Правительством Ханты-Мансийского автономного округа и Ханты-Мансийским банком. За семь лет её лауреатами стали свыше сорока писателей, поэтов и критиков из России, Беларуси, Украины, Сербии, Азербайджана, Болгарии, Греции, Македонии. Церемонии награждения победителей проходили в Ханты-Мансийске, Москве и Санкт-Петербурге. В последние годы большую помощь в организации мероприятий оказывал литературный фонд «Дорога жизни».
Литературный фонд «Дорога Жизни» (президент Дмитрий Мизгулин) совместно с обществом «Молодой Петербург» при Союзе писателей России учредили ежегодную премию «Молодой Петербург». Начиная с 2010 года в общей сложности лауреатами премии стали 56 человек из разных городов нашей страны и постсоветского пространства – от Санкт-Петербурга и Москвы до молдавских Единцов и белорусского Минска.
Литературная премия Уральского федерального округа учреждена в 2011 году Ассоциацией писателей Урала и Правлением Ханты-Мансийского банка при участии рабочей группы при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
Литературный фонд «Дорога жизни» оказывает финансовую поддержку художественно-публицистическому журналу «Второй Петербург». При содействии фонда выходят в свет поэтические альманахи «День Поэзии», «Дорога жизни» и другие. (Для справки: Дмитрий Александрович Мизгулин удостоен премии Правительства Российской Федерации за просветительский проект в области литературы Альманах «День поэзии – XXI век».)
А если говорить о лауреатах премий и конкурсов, учреждённых фондом «Дорога жизни», Ханты-Мансийским банком, о журналах и альманахах, выходящих при их активной финансовой поддержке, то следует обратить внимание на решения жюри: отмечаются не те порывы поэтического и прозаического красноречия, кои превращают наш грешный мир в пышный театр, и не «чернуха», не произведения, служащие нашему умилению собственными достоинствами, зачастую мнимыми. Отмечается не «текущее искусство», обслуживающее всякие интересы и пристрастия от порнографических до политических, а исключительно «разумное, доброе, вечное». Не тупая уверенность, но спасительные сомнения русской души:

Россия – в отстое, в отпаде,

Как тяжко её бытиё!

А мы же в айподе, в айпаде

Находим спасенье своё.


Ни Бога не надо, ни воли,

Не чувствуем сердцем беду.

И некому выйти во поле,

И бросить зерно в борозду.


И негде, похоже, укрыться

От пустопорожних словес.

И радостно скачет и мчится

На звонких копытах прогресс!


Пусть сердце займётся сомненьем,

Молюсь в предрассветной тиши

И верую свято в спасенье

Своей нерадивой души...


Собственно, в стихах Мизгулина есть все ответы на прозвучавшие в данных заметках вопросы. Вернее, большинство из них отпадают, ну и глупо уже спрашивать, а почему, Дмитрий Александрович, Вы занимаетесь благотворительностью?
Цитирую ещё раз: «Благополучие и престиж государства во многом зависит от того, какие книги мы читаем...» И в этой связи уже как должное воспринимается сообщение одного из югорских информагентств:
«Представители финансовой организации торжественно вручили Сертификаты годовой подписки на журнал “Наш Современник” библиотекам Югры. В акции участвуют 145 муниципальных и школьных библиотек Ханты-Мансийского и Нефтеюганского районов, г. Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск, Пыть-Ях. Благодаря инициативе банка читатели вновь получили возможность знакомиться с новинками отечественной прозы, поэзии и публицистики, которые регулярно появляются на страницах литературного журнала “Наш Современник”. Как отметил президент Ханты-Мансийского банка Дмитрий Мизгулин, благотворительная акция по поддержке библиотечной системы округа проводится уже несколько лет».
Сегодня по-настоящему умным, серьёзным изданиям сложно пробиться к читателям через массу пустой, но «коммерчески выгодной» беллетристики. Поэтому основная идея проводимых Ханты-Мансийским банком акцийпополнить
библиотечные фонды достойными просветительскими, литературными книгами и журналами с произведениями современных писателей и поэтов, – подчёркивает Дмитрий Александрович.
В этой связи нельзя не сказать и о давней поддержке Мизгулиным издательских и просветительских проектов общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», например, альманаха «Тобольск и вся Сибирь» или библиотеки альманаха, «жемчужиной» которой стала двухтомная поэтическая антология «Слово о Матери», вобравшая в себя стихи более пятисот авторов, чьи судьбы были связаны с Сибирью. Среди них Александр Одоевский и Иннокентий Анненский, Павел Васильев и Сергей Марков, Борис Ручьёв и Сергей Наровчатов, Станислав Куняев и Валентин Сорокин, Константин Скворцов и Светлана Сырнева, Игорь Тюленев и Татьяна Смертина, Николай Шипилов и Сергей Соколкин. Одним из авторов антологии стал и Дмитрий Мизгулин:

В тумане предрассветном тают

Немые очертанья крыш...

Мне снится мама молодая,

А я ещё совсем малыш.


А я ещё совсем ребёнок

С душой, отверстой небесам,

А я ещё – во всём – спросонок,

Хотя уже шагаю сам.


И сколько счастия и света!

Неведомы печаль и страх,

Лечу над голубой планетой

На тёплых маминых руках...


Восторг души года остудят,

Дожди размоют краски дня,

Но никогда уже не будет

Такого счастья у меня.


Ох, как дрожит моё сердечко,

Едва завижу я тебя...

За упокой поставлю свечку,

Молитву прошепчу скорбя.


Привычный холодок под сердцем,

Молитва тает в тишине,

И Богородица с Младенцем

С иконы смотрят в душу мне...


А я хочу ходить упрямо,

А мама шепчет мне – иди! –

Но как я счастлив, если мама

Меня прижмёт к своей груди.


Что будет завтра – я не знаю,

В туманной дымке жизни край...

Не оставляй меня, родная,

Не отпускай, не отпускай.


Несколько лет велась работа по составлению этого уникального издания, географически охватившего огромную территорию от Вятки до Камчатки и Дальнего Востока, от Хлынова до Анадырьской крепости, от Перми Великой до Охотска со стольным градом Тобольском, и благодаря Дмитрию Мизгулину немалое количество её экземпляров оказалось в библиотеках Югры, Ямала, Свердловской области.
...Безусловно, то что жизнь – это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте, жить только наследием прошлого столетия. Но мы – люди, вступившие в новый век, – не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать многовековые традиции, перечёркивать тысячи лет истории, на ошибках которой следовало бы учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые. С изменением образа жизни изменились нравы, а с изменением нравов – всё тревожнее за человека:

Череда бестолковых событий

Затянула нас в круг бесовской.

Опьянённые жаждой открытий,

Захлебнулись заморской тоской.


И если моя жизнь – это лишь накопление вещей, если моя мысль погружена в торговые каталоги и телевизионные сплетни – то я и сам в мире такая же однодневка, как журнал «Товары и цены». Тогда человек – это всего лишь «покойник в отпуске». Ибо меня не было до моего рождения. И вскоре меня снова не станет – уже навсегда. Небытие выпустило меня на побывку и снова стёрло. И мир даже не заметит исчезновения ещё одного «потребителя», «покупателя» и «телезрителя». Тогда это бессмыслица. Тогда уместно задавать себе самому последний вопрос: почему ты не умер вчера? Почему ты ещё живёшь? Какой у тебя повод к жизни?
Смысл жизни человека придаёт лишь то, что выше её. Да при этом нужно проникнуться мыслью о том, что «тот, кто здесь имел сполна, // На небесах получит меньше...».
И вновь – скупые строки сообщений информагентств:
«На протяжении многих лет Ханты-Мансийский банк тесно сотрудничает с благотворительным фондом “Во имя Воскресения Христова”: на строительство главного православного храма Югры организацией перечислено 269 млн рублей. Кроме этого, на приобретение церковной утвари, оснащение конференц-зала храмового комплекса было дополнительно выделено 2,9 млн рублей.
Дмитрий Мизгулин принял участие в организации и проведении мероприятий, которые состоялись в ходе визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Югру. После приезда Предстоятель Русской православной церкви отправился в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Это одна из старейших церквей в Сибири, расположена она в микрорайоне Самарово, с которого и начинался Ханты-Мансийск. После богослужения патриарх пообщался с жителями на площади возле храма.
На следующий день Патриарх осветил кафедральный собор Воскресения Христова. Красавец храм на горе, видный практически со всех концов города, и комплекс рядом с ним давно стали яркой достопримечательностью окружного центра, так как были возведены на средства людей и предприятий. Затем прошло освящение плавучей часовни, которую установили на месте слияния Оби и Иртыша. Часовня в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя всех путешествующих по воде и речников, будет играть и роль маяка. Она была возведена на средства меценатов Дмитрия Мизгулина, Александра Смирнова, Сергея Сандулова и является единственной в России» (октябрь, 2013 г.).
«Ханты-Мансийский банк выделил средства на возведение воскресной школы при храме Святого Праведного Иоанна Кронштадского в г. Радужном...»
«Ежегодно оказывается поддержка в проведении прямой трансляции Пасхального богослужения из Софийско-Успенского собора Тобольского кремля...»
«Ханты-Мансийский банк финансирует издание научных, учебно-методических пособий, книг, альманахов, каталогов, литературных и поэтических сборников, тиражи которых передаются в библиотеки и школы. Благодаря плодотворному сотрудничеству с Государственным музеем Природы и Человека, подготовлены каталоги: «Монеты Российской империи с 1700 по 1917 годы» и «Окно в мир истины и любви», альбомы «Обские угры» «Русская икона XV–XX веков» и другие научные и художественные работы отечественных писателей и краеведов...»
Задача автора этих заметок – не составление отчёта о благотворительной деятельности Ханты-Мансийского банка и фонда «Дорога жизни», поэтому можно ограничиться тем, о чём уже было сказано, не забыв упомянуть о регулярной организации художественных выставок из личных коллекций Дмитрия Мизгулина, об учреждении премии «Сибирское богатство» (её лауреаты – жители Урала и Сибири, проявившие отвагу на пожаре, принимавшие участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, в поимке преступника, спасшие утопающих с риском для собственной жизни)... Но упомянув об этом, понимаешь: следует сказать и о проведении Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня», телевизионных конкурсов «Золотой бубен», «Спасти и сохранить»... Ну а как умолчать о сертификатах на специальную стипендию студентам Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа и Югорского, Тюменского и Сургутского государственных университетов, о том, что Ханты-Мансийский банк на протяжении многих лет выступает партнёром практически всех спортивных мероприятий на территории региона, оказывает помощь различным окружным структурам, в том числе федерациям лыжных гонок, биатлона, шахмат...
Да, мы так и не привыкли, что какое-либо масштабное, созидательное дело может финансировать у нас Личность, а не Государство. – «Личности», нагрёбшие под себя общенародные блага и скалящиеся с них собакой на сене, возвращать награбленное не намерены. У них биологическая сущность клеща, всосавшегося хоботком в кожу. Оттащить этого кровососа от тела получится, лишь оторвав хоботок вместе с головёнкой.
Не хочу сказать, что в случае с Мизгулиным мы имеем феномен в ранге исключения, да и никакого отношения к дележу общенародных благ он не имел, а был одним из тех, кто возвращал к жизни финансовые артерии государства, укреплял их, улучшая экономическое и нравственное питание его сердца, имя которому – отечественная культура. Или всё-таки феномен? Исключение?
Во всяком случае, он один из немногих, кто противостоит наползающей катастрофе Духа, и поэт говорит нам, не утаивая и личной правды:

Жизнь прожил, переживая,

И чужую нёс вину;

Бился, устали не зная,

За друзей и за страну.


Хорошо ли жил ли, плохо –

На виду у всех людей.

Пережил свою эпоху,

Пережил её вождей.


Продавали, предавали,

Улетали в никуда...

Только я в такие дали

Не стремился никогда.


Наливаю жизнь до края

И, захлебываясь, пью,

И, за всё переживая,

Проживаю жизнь свою...


Дмитрию Мизгулину есть куда жить.