Рената Платэ

История храма
Образа Спаса Нерукотворного
на Волковском православном кладбище

Образ Спаса Нерукотворного – особое изображение лика Христа, которое издавна почитается в Православной церкви. Согласно ещё византийской традиции, изображение Спаса Нерукотворного образа располагается высоко в храме, под куполом. А связано это с древним преданием, которое гласит, что художник, посланный больным царём города Эдесса в Месопотамии, не смог изобразить лицо Христа, так как от него исходило яркое божественное сияние. Увидев это, Спаситель умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток и вручил художнику. Это повлекло за собой чудесное исцеление царя, а льняной плат долго хранился в древнем городе Эдесса и стал глубоко почитаемой святыней. Несколько раз этот город переживал осаду, и через девять веков было принято решение торжественно перенести Нерукотворный образ в Константинополь. Этот день, 16 августа, вошёл в православный календарь как общецерковный праздник.
Во имя Спаса Нерукотворного образа, который был широко почитаем и на Руси, освящалось множество церквей и храмов. В Северной столице первая церковь Спаса Нерукотворного была возведена по проекту Доменико Трезини в 1737 году. Она была деревянная, но через несколько лет по указанию императрицы Елизаветы Петровны перестроена в камне. Это – известная нам церковь Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади, в которой в 1837 году отпевали Александра Сергеевича Пушкина. Вторая церковь Спаса Нерукотворного образа была возведена близ Санкт-Петербурга в 1754 году в старинном Парголове. Она тоже изначально была деревянной, но в 1876 году началось строительство каменного и более просторного Спасо-Парголовского храма. Он был действующим в советское время и поныне там идут службы. А вот третьему храму Спаса Нерукотворного образа, адрес которого вот уже более ста лет значится как Расстанный проезд, д. 1, повезло меньше. Величественный и богатый храм, построенный в середине XIX века, был закрыт в 1935 году, и через некоторое время, уже без куполов, стал цехом Ленинградского завода «Монументскульптура».
Его история началась 9 сентября 1756 года. В этот день была заложена первая в нашем районе деревянная Спасская церковь, что произошло буквально через несколько месяцев после открытия Волкова кладбища. Церковь была однопрестольная, и её торжественное освящение совершалось в присутствии императрицы Елизаветы Петровны 3 декабря 1759 года. Через несколько десятилетий, уже при императоре Александре I деревянную церковь отреставрировали, и приняли решение о строительстве рядом нового, более просторного храма Спаса Нерукотворного образа. Проект нового храма поручили разработать архитектору, академику и профессору Императорской Академии художеств Викентию Ивановичу Беретти. Его проект предполагал создание целого ансамбля – с двумя воротами, двумя площадями и четырьмя часовнями, включая пятикупольный храм с четырьмя портиками. Но этот проект оказался слишком дорогим и новый храм был заложен только в 1837 году, когда Николай I приказал всё-таки разобрать старую, тесную и холодную Спасскую церковь. Возводить новый храм решено было по более упрощённому и удешевлённому проекту, выполненному архитектором Францем Ивановичем Руска. Но, в итоге, Ф. И. Руска возвёл не менее величественный пятиглавый храм с тремя алтарными апсидами. Сорок окон – по восемь в каждом барабане наполняли светом внутреннее пространство с четырьмя несущими колоннами. Храм был освящён 15 ноября 1842 епископом Русской православной церкви, митрополитом Ионой (в миру – Иван Семёнович Васильевский). Главный его престол был освящён в честь Нерукотворного образа Спасителя, второй – во имя святых царей Константина и Елены, третий – во имя Казанской Божией Матери, а четвёртый – во имя архистратига Михаила.
И вот, в 1882 году Спасская церковь была даже упомянута в русской литературе известным писателем Всеволодом Михайловичем Гаршиным. В своём очерке «Петербургские письма» он написал так: «Густая зелень закрывает кладбище; церковь, маленькая, старинная, едва виднеется из неё. Недавно поставили в сторонке другую, большую. Старый сторож сидит на лавочке с трубкой и поплёвывает на мостовую. За воротами небольшой навес с прилавком; там сидит старушка из богадельни и принимает пожертвования». В этой повести Гаршина всё веет тишиной и спокойствием, но уже через год Расстанная улица и храм Спаса Нерукотворного образа стали свидетелями, пожалуй, самого грандиозного и знаменательного события для всей русской литературы и общественности Санкт-Петербурга 1883 года. Это событие было – похороны писателя Ивана Сергеевича Тургенева, которые состоялись 27 сентября по старому стилю.
Согласно завещанию, Тургенев хотел быть похороненным на Волковом кладбище рядом с могилой Виссариона Григорьевича Белинского. Однако непосредственно вблизи могилы знаменитого критика места не было, и литераторы приняли решение похоронить Тургенева у одной из стен храма Нерукотворного образа, который впечатлял всех своей красотой и торжественностью. И вот, буквально, на следующий день петербургские газеты сообщали, что в траурном шествии на Волково кладбище приняло участие около четырёхсот тысяч человек. Кортеж медленно двигался от Варшавского вокзала, куда гроб с телом писателя прибыл из Франции, где он умер, и следовал по заполненным множеством людей Измайловскому, Забалканскому, Обводному каналу, Боровой улице и Расстанной.
Проститься с великим писателем шло такое количество людей, что в храм Спаса Нерукотворного пускали только по входным билетам, а на кладбище разрешали пройти с одним венком только шести представителям. В этот день были отменены занятия в университете и других учебных заведениях, чтобы студенты могли сопровождать траурную процессию. «Было двадцать минут третьего, когда гроб внесли в церковь и поставили на катафалк под малиновым бархатным балдахином. Четыре траурных подсвечника поставили по сторонам…», – таковы описания похорон именитого писателя, свидетелем которых стал храм Спаса Нерукотворного Образа, в ризнице которого потом ещё долго хранился серебряный венок, присланный студентами Московского технического училища на гроб Ивана Сергеевича Тургенева. Постепенно этот храм стал приходским для жителей Расстанной улицы, близлежащего района Лиговки, Волковой деревни, а, позднее, и для жителей деревни Купчино.
Однако, событиям революции, которые напророчил сам Тургенев образом нигилиста Базарова в своём романе «Отцы и дети», суждено было сбыться, и это послужило причиной тому, что в 1935 году Спасский храм закрыли для богослужений. Часть церковных ценностей была изъята, а могила писателя потревожена. Его перезахоронили непосредственно в некрополь «Литераторские мостки», гораздо ближе к могиле Виссариона Григорьевича Белинского, как и просил в своём завещании писатель. Перезахоронили и других выдающихся учёных и литераторов, могилы которых были у стен храма на момент его закрытия.
С 1936 года у здания Спаса Нерукотворного образа началась новая жизнь. Высота его стен оказалась востребованной для создания памятника Сергею Мироновичу Кирову, и в его стенах разместили литейный цех завода «Монументскульптура». Этот памятник, открытый в 1938 году, до сих пор стоит на Кировской площади. После войны сотрудники завода работали над восстановлением памятника Тысячелетию России в Новгороде, реставрировали памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду, отливали памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому. Одной из самых главных работ завода, оставшейся на века в истории отечественной скульптуры, стало восстановление знаменитого петергофского Самсона, – центральной фигуры Большого каскада, который официально называется «Самсон, раздирающий пасть льва». На протяжении своей деятельности завод «Монументскульптура» создал памятник Зое Космодемьянской для её родного города Тамбова, монумент «Родина-Мать» для Пискарёвского кладбища, скульптуры «Фронт и тыл» для Урала, памятник героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
В наши дни в здании бывшего храма по-прежнему находится заводской цех. Но вот уже несколько лет, как наружные и внутренние стены побелили, и солнечный свет, проникая сквозь узкие высокие окна, создаёт удивительно красивую атмосферу внутри. Здание бывшего храма очень хорошо видно, даже если проезжать мимо на 49 или 25 трамвае по Камчатской улице. Оно находится слева от храма Иова Многострадального на Волковском православном кладбище.
Made on
Tilda