Предисловие к отзывам на книгу «Я НЕБО» Ивана Соловья (Лукина)***
Я долго думал, как представить читателям книгу сына. И в итоге решил, что лучше всего сделать подборку отзывов о нём – поэте и воине, о его жизни и героической смерти на войне, о его творчестве.
Две взаимозависимые составляющие жизни сына: творческая судьба Ивана Соловья (такой псевдоним Ваня выбрал себе на первом курсе Литературного института им. А. М. Горького) и армейская – разведчика-пулемётчика, гвардии матроса 810 отдельной гвардейской бригады морской пехоты Ивана Лукина.
Донбасс и война в его жизни могли и не появиться без творчества.
В 2015 году я проводил в столичной библиотеке «Просвещение трудящихся» на Шаболовке телемосты с Новороссией. Ваня активно помогал мне. Документальные фильмы, фотовыставки, вечера памяти погибших военкоров, деятелей культуры и мирных жителей не могли оставить равнодушным талантливого подростка. Да и судьба будто специально подбрасывала ему сюжеты на эту тему. В марте 2017 года по дороге в Крыпецкий монастырь он встретился со своим ровесником-добровольцем, возвращавшимся после контузии домой в Псков. Эта встреча не только породила в сыне желание уехать сражаться на Донбасс, но и стала поводом для стихотворения «Баллада о Скрипаче».
В моей книге «Мариупольская эпопея» есть рассказ спецназовца с позывным «Фугас» о последнем дне жизни сына. Спецназовцы называли его «Ваня-пулемётчик» во время разведрейда на «Азовсталь» и обороны в окружении в мариупольском Доме Павлова. Я почти два года собирал по крупицам подробности боевых буден, начиная с 24 февраля до дня гибели – 14 марта 2022 года. Лишь в декабре 2023 года прояснилось многое. Ниже сокращённый рассказ спецназовца «Фугаса» (Полный вариант можно прочитать ЗДЕСЬ: https://naslednick.ru/media/photo/photo_9505.html).
«В 4.30 утром 13.03 получили задачу тремя группами СпН и ротой морской пехоты выдвинуться в район завода «Азовсталь» с целью разблокировать мост через реку Кальмиус. Первоначально задачи занять пятиэтажное здание общежития не было. Это была наиболее выгодная позиция для работы корректировщика и снайперов. После того, как заняли здание (Комм. Б.Л.: общежитие «Азовстали» – «Дом Павлова», ул. Гравёрная, д. 2) я с командиром отряда и добровольно вызвавшимся морпехом, разведчиком-пулемётчиком – Вашим Ваней – выдвинулись в район моста для изучения обстановки. Обнаружили, что мост заблокирован грузовыми автомобилями (предположительно заминированными). Под мостом обнаружили ротный опорный пункт «Азова», плюс – два танка. Командир принял решение занять оборону в здании общежития и выйти на связь с командующим группировкой. Около полудня противник открыл по нам первый огонь из миномётов и РПГ, уничтожив наши БТР и автомобили «Тайфун» и «Рысь»... Через час вступили в бой несколько его танков. Два из них били из-за моста, два выехали со стороны города и один блуждающий, постоянно меняющий позиции возле здания общежития.
В 13.30 командир спецназа «Грач» поставил задачу уничтожить блуждающий танк. В группу вошли: я, лейтенант Ваня Фролов, сержант Витя Бобров и единственный, кто согласился из морпехов – это Ваш Ваня. Остальные морпехи заняли фойе первого этажа, а «Струна» с пятью бойцами – на третьем расположились. Выдвинулись мимо частного сектора на пересечение улиц с целью поймать танк. По пути, около частного дома, по нам открыли огонь с противоположной улицы. Мы отстрелялись и заскочили во двор, стали пытаться открыть дверь. Вышел хозяин. Пока Ваня Фролов досматривал хозяина, я решил досмотреть дом. Зашёл и практически в упор по мне очередь. Не знаю, как я увернулся, но дверь была, как решето. Ваш Ваня начал стрелять через разбитое стекло. В доме, как оказалось, сидело двое «Азовцев». Они успели выпрыгнуть в другое окно.
Начали общаться с хозяином, и вдруг Ваня говорит мне: «Посмотри ему в глаза». Я посмотрел, а там просто пустота. Зрачки крутились как волчки. Под препаратами он был, всё время смеялся во время допроса и не реагировал на боль.
В это время по нам начал работать РПГ и пулемёт. Снаряд от РПГ разорвался между мной и Фроловым Ваней. Никого не зацепило, лишь меня контузило. Я упал, и Ваш Ваня оттащил меня в сторону. Практически одновременно с этим выехал на прямую наводку танк. От нас до него было метров 35–40. Ваня Фролов и танк выстрелили одновременно. Танк выстрелил чуть выше нас, а Ваня чиркнул танк по броне. Танк отработал по нам из пулемёта (мы в это время лежали за бордюрами) и стал уезжать. Впоследствии подтверждено его уничтожение.
Ваня Фролов принял решение: нашей группе вернуться в дом. Перед домом был сквозной проход. Нас заметили и открыли по нам огонь из пулемётов. Не знаю почему, но наших на этой стороне дома не было... никто нас не прикрывал. Прорваться сквозь пулемётчика тоже не получалось. Ваня Ваш тогда принял решение заглушить вражеский пулемёт огнём своего пулемёта, чтобы мы проскочили. И знаете, как в кино, стоя в полный рост, с рук скосил его. Достать его можно было только стоя.
Мы перебежали, прикрыли Ваню. После этого он сказал: «Пацаны, я с вами до последнего...» Они с Витей заняли оборону на третьем этаже. Примерно часа через два танк пожёг 4 и 5 этажи. Командир принял решение ворваться на завод «Азовсталь» и попытаться закрепиться на нём. Я, ваш Ваня и Витя были первыми, кто из наших войск зашли на завод. Зашли и закрепились.
Командир по рации сказал нам: «Встретить группу поддержки и возвращаться». В 18:00 противник окружил и заблокировал разведотряд в общежитии. Мы выставили растяжки и начали оборону. До конца дня Ваш Ваня был с нашей 2 группой СпН.
Вечером «Азов» предпринял попытку штурма. Мы отбились. Примерно часа в три ночи следующего дня командование поставило нам задачу скрытно сесть в машины и попытаться
вырваться из окружения. По словам командования в воздухе висела наша большая птица с тепловизором, и вокруг никого не было. В 4.10 стали выдвигаться к бронетехнике. Тогда не вся наша техника была сожжена. Выдвинулись... И в 4:20, как только наши расселись на броню, начался ад...
Ваш Ваня, Ваня Фролов и Витя Бобров были на одном БТР. Так и погибли, прикрывая наш отход в здание. Ответным огнём были уничтожены два снайпера и гранатомётчик на недострое. После боя доложено о невозможности самостоятельного выхода из района дислокации».
ОТЗЫВЫ НА КНИГУ «Я НЕБО» ИВАНА СОЛОВЬЯ (ЛУКИНА)
ХРУПКАЯ ЖИЗНЬ
Я хочу сказать об Иване Лукине – отроке. Это был 2009 год.
На Конкурс «Поклонимся Великим тем годам…» за подписью «Иван Лукин, ученик 5 класса» были присланы эссе, этюд и стихотворение.
Это были необыкновенно искренние и западающие в душу сочинения, написанные 11-летним ребёнком, настоящие, без какого-либо родительского вмешательства. Они были по-иному образны. По-иному, в отличие от всего, представленного на Конкурс. Каждая деталь, каждая строка были живыми, что я, даже и сейчас перечитывая, задыхаюсь от любви, которая в них живёт!
Уже тогда можно было бы сказать: «Он на всё смотрел и со стороны, и изнутри». А это подтверждение, прежде всего, что в нём пустил корни талант художника.
А стихотворение Ивана Лукина «Жизнь – это хрупкая чашечка» стояло за гранью всего, что мы испытывали в своей жизни, мы – профессиональные литераторы, члены жюри. Мы его повторяли потом в назидание не раз сами себе.
***
Жизнь – это хрупкая чашечка,
сделанная из фарфора.
В ней и хранится душа.
Эта чашечка
может разбиться или потеряться.
Берегите её.
Прячьте подальше от ветра и чужой руки.
Полина РОЖНОВА (Москва) – поэт
СТРОКИ ЕГО СТИХОВ
Ваня погиб 14 марта 2022 года в Мариуполе.
Почему-то именно в этот день я послала ему сообщение. Телефон был уже заблокирован.
Ваня ушёл в академ с третьего курса Литинститута, попал в Севастополь, в морпехи.
Ему оставалось служить до осени 2022 года.
Убит в районе «Азовстали», прикрывал отход своих – попали в засаду.
В страшном сне не приснилось бы, что все эти слова, которые мы помним с детства из кино: прикрывал отход, засада, – теперь относятся к поколению наших детей, наших учеников. Ваня писал стихи и прозу, играл в театре, собирался написать сценарий и снять кино, думал после армии поучиться на режиссёра. У него были планы и замыслы…
Строчки из его стихов ещё звучат в ушах.
Или вот он – высокий, ослепительно красивый, белокурый – стоит в дверях на семинаре Совещания молодых писателей.
– Извините, должен сегодня уйти пораньше – на прогон. Вечером играю в спектакле в Большом театре… – И все девушки поворачиваются к нему, как подсолнухи к солнцу, ведь сейчас он, такой недоступный, необычный, уйдёт в свою загадочную творческую жизнь…
Его все любили...
Как раз по итогам этого совещания его приняли в Союз писателей Москвы.
Ваня был объявлен пропавшим без вести.
Близкие долго не верили, что он погиб. Думали – вдруг ранен, уполз куда-то, память потерял... Все надеялись, искали… и я не верила, пока не увидела его свежую могилу рядом с могилой его мамы.
«Я умру – не будет плакать мама…» Это из его стихов.
Наверное, хорошо, что мама не узнала, что их дом теперь стоит на улице имени сына.
А нам жить с этим неизбывным чувством вины – что человечество на нашей несчастной планетке никак не может всё обустроить так, чтоб никто не погибал.
Елена ИСАЕВА (Москва) – поэт, драматург, сценаристШЕСТИКРЫЛЫЙ СОЛОВЕЙ…
Читать эту книгу мне привелось ночью. Не спалось, и я открыл страницу. Это было опрометчиво, потому что стало вовсе не до сна. Но это было и правильно – темень за окном при включённом тусклом свете в комнате очень настраивала на восприятие того духовного вещества – соприкосновения в ином смысле Света и Тьмы, – которое полнило творчество писателя, совсем молодого человека. Трудно сказать, каким было бы это восприятие, если бы я не знал, что Иван погиб, не дожив до двадцати четырёх. Но я это знал. Довелось и видеть Ивана, когда он был ещё старшеклассником. Спортивный парень с гитарой и очень внимательными глазами.
Я знал, что воин Иван Лукин пал смертью храбрых в бою. И читая его стихи, где часто и остро проглядывает лик смерти, думал, что это написано после боя: выплеснулись ещё бьющиеся во всём существе чувства. И вдруг перелистываю страницу и вижу дату. Или узнаю её из последующих комментариев отца, Бориса Лукина. Стихи написаны задолго до начала боевых действий. Гибель скрипача на фронте. «По зиме тянет красная, неясная синь – то расплакались пули и осколки мин».
Жуть берёт. Что это? Предчувствие скорых битв и собственной близкой кончины?
А потом стал читать прозу. Рассказ «Письмо». Очень точный, сдержанное повествование о мальчике, который написал письмо маме, полагая, что она после автокатастрофы находится в больнице – так объяснил отец, оберегая и желая подготовить сына. Мама не выжила.
В тексте поражает и притягивает описанное заботливое, мужественное отношение мальчика, переживающего трагедию, к младшей сестре. К отцу, которого со всей очевидностью очень любит и почитает. Нарушенный внешними причинами добрый семейный лад.
И кажется, что мальчик с ангельским именем Серафим не в силах перенести потерю мамы, также бесконечно любимой и связующей всё, самый смысл жизни. Но Серафим без тени возможной истерии и спутанности, будто глядя на всё с небес под опекой Господа, приходит к глубинному выводу – смерть имеет такие же права, как и жизнь. Это веха движения жизни.
К этому выводу пришёл молодой человек, писатель, которому было всего семнадцать…
…Как-то был у меня в эфире радиопередачи «Национальный герой» генерал Александр Чубаров, который признавался, что в семнадцать лет бредил войной. То есть, как юный Иван Лукин (Соловей) приходил к выводу, что жизнь и смерть есть правомерные вехи в движении бытия, так и будущий орденоносный генерал признавал войну в жизни, не менее важной, нежели мир. Всё это мне не близко, и пишу я через сопротивление в существе моём, но это – выношенная человеческими сердцами – правда. У Ивана есть строки о том, что среди воинов, на войне, он обретает себя.
Как человек, воспитанный на соцреализме, ищу для завершения своего отклика оптимистическую ноту.
И она есть – это сама книга Ивана, назвавшего себя в художественном рассказе, на мой взгляд, точнее, чем Соловей – Серафим. Так и просится добавить – Шестикрылый. Есть слово – есть жизнь.
Владимир КАРПОВ (Москва) – прозаик, заслуженный работник культуры Республики Саха-Якутия, Государственная премия РСФСР им. М. Горького (1981)ГОЛОС НОВОРОССИИ
Что может быть лучше для увековечения памяти поэта, писателя, воина, как не выход книги его произведений. Жизнь человеческая – миг, а положенные на бумагу мысли и смыслы живут, если не вечно, то намного дольше отведённого человеку века, и заставляют задумываться грядущие поколения о смысле жизни.
Мирослав РУДЕНКО (Донецк) – публицист, историк, поэт,в разные годы государственный деятель непризнанной ДНР, член правительства Донецкой Народной Республики